В центре Нью-Йорка, в престижном районе, располагается выставочный комплекс Dia Art Foundation. В одном из обширных залов, площадью 335 квадратных метров, с 1977 года демонстрируется уникальная скульптура – «Земляная комната».
О нетривиальной работе скульптора-минималиста Уолтера де Марии, рассказываем на Lemurov.net.
«Земляная комната» – одна из пяти самых знаменитых работ художника-пионера ленд-арта. Только представьте, какое впечатление производит на зрителя это монохромное пространство – окрашенные в белое стены, а внутри помещения пол, на полметра покрытый чернеющей землей.
Казалось бы, что может быть несуразнее для обывателя, чем целый этаж дорогущей жилплощади, засыпанный 127 300 килограмм чернозема? Однако эта арт-инсталляция очень популярна и по сей день привлекает толпы посетителей, желающих приобщиться к концептуальному искусству. Более того, эта скульптура – третья по счету.
Впервые автор представил ее в 1968 году в Мюнхене, а вторая, через шесть лет была установлена в выставочном зале Дармштадта. Обе немецкие версии «Земляной комнаты» не сохранились.
Что касается экспозиции в Нью-Йорке, концепция произведения требует поддержания земляного слоя во влажном состоянии, именно так земля источает характерный запах.
Один из самых влиятельных критиков в мире искусства, обладатель Пулитцеровской премии и обозреватель старейшего еженедельника The New York Times, назвал инсталляцию де Марии самым трогательным произведением из всех ранее виденных.
Он писал о том, что испытал непередаваемый подъем чувств, от того, какой мертвой и одновременно живой может быть скульптура.
Запах земли и пространство экспозиции, заставили его перенестись в детство, позволив ощутить те же эмоции, которые наполняли его, когда он срезал путь к школе через тихие дворики.
Уолтер де Мария, не любил публичности и всячески избегал излишнего общения с прессой и коллегами. Одной из самых интересных его инсталляций был старенький черный телефон посреди пустого выставочного зала.
Изредка аппарат разливался трелью, трубку мог снять любой из посетителей, чтобы ответить скульптору и пообщаться с ним несколько минут.
Де Мария был представителем авангардного течения «Флуксус», целью которого было размыть границы между искусством и реальной жизнью, будоражить воображение зрителя и научить усматривать прекрасное в самых обычных вещах, в настоящем моменте.
Читайте также: