Рассказывая историю о неспособности смертельно нерешительного персонажа выбрать правильный путь, чтобы отомстить за смерть своего отца, Гамлет исследует вопросы судьбы и свободы воли, лучше ли действовать решительно или позволить природе идти своим чередом, и, в конечном счете, если мы что-то делаем в наше время на земле не имеет значения.
Как только он узнает, что его дядя убил его отца, Гамлет чувствует себя обязанным предпринять решительные действия, но у него так много сомнений относительно его ситуации и даже его собственных чувств, что он не может решить, какое действие предпринять.
Конфликт, который движет сюжетом Гамлета, является почти полностью внутренним: Гамлет борется со своим собственным сомнением и неуверенностью в поисках чего-то, во что он верит, достаточно сильно, чтобы действовать. События пьесы являются побочными эффектами этой внутренней борьбы.
Попытки Гамлета собрать больше доказательств вины Клавдия предупреждают Клавдия о подозрениях Гамлета, и, по мере углубления внутренней борьбы Гамлета, он начинает действовать импульсивно из-за разочарования, в конечном счете убивая Полония по ошибке.
Если Вы увлекаетесь литературой, то Вас может заинтересовать влияние Вильяма Шекспира на Агату Кристи — в статье своим мнением делится Russian Shakespeare Club.
Конфликт Гамлета никогда не разрешается: Гамлет не может окончательно решить, во что верить или какое действие предпринять. Это отсутствие разрешения делает финал Гамлета особенно ужасающим: почти все персонажи мертвы, но ничего не было решено.
Изложение пьесы показывает нам, что Гамлет переживает три кризиса: его нация находится под угрозой, его семья разваливается, и он чувствует себя глубоко несчастным. Призрак старого короля Дании появляется на крепостных стенах, и солдаты, которые его видят, считают, что это плохая примета для королевства. Они обсуждают приготовления к угрозе со стороны норвежского принца Фортинбраса.
Следующая сцена углубляет наше чувство, что Дания находится в политическом кризисе, поскольку Клавдий готовит дипломатическую стратегию, чтобы отвлечь угрозу от Фортинбраса. Также читатель узнает, что в том, что касается Гамлета, его семья находится в кризисе: его отец мертв, а мать вышла замуж за того, кого Гамлет не одобряет. Гамлет также переживает внутренний кризис. Гертруда и Клавдий беспокоятся о его настроении, и в его первом монологе мы обнаруживаем, что он чувствует самоубийство: «О, это тоже, слишком грязная плоть растает».
Три кризиса открытия пьесы — в королевстве, в семье Гамлета и в уме Гамлета — закладывают основу для подстрекательства к пьесе: требование Призрака, чтобы Гамлет отомстил за смерть своего отца. «Гамлет» сразу соглашается с тем, что его долг — отомстить, и зрители также могут видеть, что месть «Гамлета» может каким-то образом разрешить три кризиса пьесы.
Убив Клавдия, Гамлет мог одним махом убрать слабого и безнравственного короля, извлечь свою мать из того, что он считает плохим браком, и сделать себя королем Дании. Однако на всем протяжении инцидента подстрекательства есть намеки на то, что месть Гамлета будет сорвана внутренней борьбой. Призрак предупреждает его: «Не портите себе разум и не позволяйте своей душе изобретать против чьей-то матери».
Когда Горацио и Марцелл догоняют Гамлета после ухода Призрака, Гамлет уже говорит таким невменяемым образом, что Горацио описывает его как «дикого и кружащего», и Гамлет говорит им, что он может подделать «антирасположение». Аудитория понимает, что грядущий конфликт будет не между Гамлетом и Клавдием, а между Гамлетом и его собственным разумом.
В течение всего второго акта — поднимающегося действия игры — Гамлет откладывает свою месть, притворяясь сумасшедшим. Из Офелии читатель узнает, что Гамлет ведет себя так, как будто он без ума от любви к ней. Он подшучивает над Полонием, говоря глупости, в которых содержатся полузакрытые шутки за счет Полония. Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что он «потерял все веселье». Только в конце второго акта можно узнать причину отсрочки Гамлета: он не может понять свои истинные чувства по поводу своего долга отомстить.
Во-первых, он говорит, что он не чувствует себя таким злым и мстительным, как он думает, что должен: «Я достиг вершины, как Джон-сны, не претендуя на мое дело». Во-вторых, он обеспокоен тем, что Призрак на самом деле был не призраком, а дьяволом, пытающимся его обмануть. Он решает, что ему нужно больше доказательств преступления Клавдия.
По мере того как восходящее движение приближается к кульминации, внутренняя борьба Гамлета углубляется, пока он не начинает проявлять признаки по-настоящему сумасшедшего. В то же время Клавдий начинает подозревать Гамлета, что создает внешнее давление на Гамлета. Гамлет начинает третий акт, обсуждая, стоит ли убивать себя: «Быть или не быть — вот в чем вопрос», а через несколько секунд он швыряет женоненавистнические оскорбления в Офелию.
Он особенно расстроен из-за роли женщины в браке и родах: «Почему ты будешь заводчиком грешников?», что напоминает зрителям о раннем отвращении Гамлета к собственной матери и ее второму браку. Тревожное развитие женоненавистнических чувств Гамлета заставляет задуматься, насколько сильное желание Гамлета убить Клавдия .